Где прописан Украинский Антивирус?

Недавно некоторые пользователи Украинского Национального Антивируса – группы продуктов разработки Украинского Антивирусного Центра (УАЦ) стали получать документы Центра с новым юридическим адресом – в г. Луганске вместо привычного Киева. Поскольку после исчезновения, возвращения и последующей гибели осенью прошлого года главы компании Дмитрия Загороднего команда Центра разделилась, логично было бы выяснить – кто в действительности работает сейчас над этой группой антивирусных продуктов.

Особенно это существенно потому, что значительную долю пользователей линейки программ UNA составляют государственные предприятия и организации, да и среди коммерческих компаний немало сторонников отечественной разработки. Кстати, по информации ITUA.INFO, антивирусные обновления продолжают приходить регулярно и по прежней «сетевой траектории».


Лицензия выдана на «разработку, производство, внедрение, исследование эффективности, сопровождение средств и комплексов технической защиты информации в информационных системах, информационных технологий с защитой информации от несанкционированного доступа, предоставление консультативных услуг» (обозначение ТВ предоставляет право осуществления этих действий в отношении «информации, которая не содержит сведений, составляющих государственную тайну»).


А через несколько строк – ООО «Украинский Национальный Антивирус», располагающий лицензией (на те же категории работ) номер АА 630151, выданной 29.10.03, с учетным обозначением ТВ-101/3 и сроком действия до 29.10.06. Адрес этого ООО – г. Киев, ул. Баренбойма, 7-А, а его генеральный директор – Козяревич Дмитрий Викторович.


Именно офис на ул. Терехина указан в разделе контактов единственного официального сайта УАЦ. Насколько известно корреспонденту ITUA.INFO, это – место постоянной дислокации команды (довелось году этак в 2000 брать интервью у авторов первой официальной украинской антивирусной разработки). И именно там интервью нашему изданию дала генеральный директор УАЦ Анна Загородняя:


– Как сейчас официально называется команда-правонаследник Украинского Антивирусного Центра? Какими торговыми марками и какими лицензиями она обладает?


Анна Загородняя: Украинский Антивирусный Центр ООО «УНА-НЭО». Ее юридический адрес зарегистрирован в Луганске, а фактический – здесь, по старому местонахождению. Здесь же располагается и техническая поддержка. Торговые марки принадлежат нам. Изменения связаны с тем, что хоть  и не основная команда ушла, но – часть ее. И чтобы не было путаницы в бывших и актуальных учредителях, было принято решение все «закрыть» и начать сначала. Прежнее предприятие УНА – в процессе закрытия, а новая компания получила тот же набор лицензий, которыми обладала старая. Помимо этого, нами сейчас поданы на экспертизу все продукты, которые разрабатывались компанией – и UNA Pro, и UNA Net. Идет процесс написания документации, планируем уложиться в несколько месяцев, хотя объем большой.


– А Ваши дилеры – их на сайте колоссальный список–- перезаключили ли они с вами договоры?


А.З.: Идет процесс перезаключения договоров; условия для дилеров не меняются абсолютно. И вообще, более ничего не меняется – ни наши телефоны, ни сайт; обновления как ходили, так и ходят. Какое-то время сам сайт не обновлялся, но в трудный период мы расставили приоритеты таким образом, чтобы больше времени уделить основному: представлены обновления продуктов, работает техническая поддержка; вскоре активно заработает и сайт. Чуть позже мы запланировали открыть и электронный магазин для пользователей. Реализация «внешних» планов задержалась, поскольку среди ушедших из компании были и люди, поддерживавшие сайт. Важно то, что из разработчиков у нас остались те, на кого продукты опирались, аналитики. Сейчас команда начала расти, скоро мы будем дополнительно набирать программистов.


– Те, кто ушел – претендуют каким-то образом на имя компании, на часть наработок?


А.З.: Насколько я знаю, никаких других претендентов на авторские права нет.
 
– Какие цели вы ставите перед собой – ближайшие и глобальные?


А.З.: Прежде всего – продолжение работы по обеспечению защитными продуктами  госорганов. А глобальные – чтобы нас признал мир. Некая ступень к признанию – то, что давно уже появились запросы на лицензирование другим компаниям ядра УНА – для создания на его базе других антивирусных продуктов, на его аренду.

Це цікаво:   Більше ніж просто ДБЖ – вдосконалений захист центру обробки даних: Eaton представляє оновлену версію програмного забезпечення Intelligent Power Manager (IPM)

– Такого рода партнеры, как (судя по сайу) в Эстонии, у Вас еще есть – за пределами Украины?


А.З.: Есть в России, в Казахстане, в Германии; все остальное – электронные продажи «вне географии». Для иностранных партнеров мы прежде всего выигрываем в соотношении цена/качество; там подметили, что наш продукт работает быстро, а по вирусной базе мы входим в тройку-пятерку лидеров. Кроме того, у наших программ  малая ресурсоемкость. У нас очень просто реализованы обновления: не нужно ничего переустанавливать, копировать – все доведено до автоматизма. Кроме того, наши постоянные клиенты из числа госструктур, у которых нередко возникают проблемы в проведении оплаты, уверены, что они не останутся без поддержки и дополнительных поставок – мы понимаем их специфику. В целом же мы стараемся совершенствоваться, нарабатывать какие-то «фишки», которые позволяют привлечь новых пользователей.



Правда, один из тех, кто покинул УАЦ, – Илья Головацкий, настроен более скептично, – и, вероятно, у него есть на то свои основания:


– В чем, по Вашему мнению, причина ухода ряда сотрудников из антивирусной команды?


Илья Головацкий: Большинство сотрудников просто «выжили» из организации, не платя им заработную плату – при условии, что продажи антивирусных продуктов не сокращались. Например, отдел продаж (3 сотрудницы) в среднем приносил в месяц 40–60 тысяч гривен, – а  им заплатили за три месяца по 700 гривен каждой. Естественно, они решили сменить работу. Технической поддержке заплатили по 200 гривен за тот же период, – большинство ушло в первый же месяц, еще несколько человек попытались добиться улучшения ситуации, но это вызвало только негативную реакцию со стороны руководства. Администраторам (их в октябре 2005 года было трое) просто сказали, что денег нет (людям, которые вели базу клиентов и прекрасно видели прирост числа пользователей). Программисты, которые развивали Unix-решения, после своего ухода из компании говорили: «Руководство ничего не сделало, чтоб нас удержать, – даже просто дать надежду на то, что станет лучше». Почему уволился юрист, я точно не знаю, но думаю, что связано это с проходящим на фирме финансовым аудитом. Что касается меня, то я с женой и маленьким ребенком никак не мог прожить на то, что мне выдали за 3 месяца.


– С чем было связано безденежье? На фирму осуществлялось давление в связи со смертью Дмитрия Загороднего?


И.Г.: Деньги на фирму поступали, как и раньше: все старались продать как можно больше, и в сентябре был максимальный приход за год (если не учитывать госбюджетных партнеров), так что зарплата не выплачивалась руководством сознательно. Давление на компанию оказывалось только в сентябре месяце, когда загадочно исчез Дмитрий Загородний, – а после его возвращения и последующей смерти давление прекратилось, поскольку у фирмы нашелся новый владелец (примерно через 7 часов после смерти Дмитрия новый владелец уже осматривал офис).


– Какие категории сотрудников ушли из компании?


И.Г.: Техническая поддержка: первым ушел ее руководитель Сергей Будник, потом – практически все специалисты; остался наиболее слабый сотрудник. Вторым был генеральный директор ООО «Украинский Антивирусный Центр» Олег Феоктистов. Затем – почти половина программистов. Уволились также генеральный директор ООО «Украинский Национальный Антивирус» Дмитрий Козыревич и юрист Владимир Першин. Из старой команды там остался только один человек – Олег Сыч, да четверо более новых сотрудников. Юникс-программистов не осталось, корпоративное решение UNA NET дописывает один человек. Аналитиков трое, распаковщиками занимается по-прежнему 1 человек.


– Возможно ли развитие системы без ушедших?


И.Г.: Развития в том ключе, которое было заложено создателями проекта, уже не будет; возможно, команда выберет свой путь и сможет по нему пройти. Я не исключаю возможности достижения успеха, однако на данный момент новый менеджмент слабо знаком с компьютерными технологиями – за исключением, пожалуй, Анны Загородней, – но она, увы, не технический специалист и не имеет отношения к программированию.

Це цікаво:   WordPress 6.5 – офіційний реліз

– Кто является праводержателем на продукты UNA?


И.Г.: На версию 1.60 было зарегистрировано авторское свидетельство на 10 человек, из которых в УНА работают на данный момент только двое. Наше законодательство позволяет регистрировать права как угодно, поэтому существует еще как минимум 2 комплекта авторских свидетельств, в которых фигурируют Олег Сыч и покойный Дмитрий Загородний. Товарный знак «Украинский Национальный Антивирус» зарегистрирован на учредителя ООО «УАЦ» Морозова, который утверждает, что отстаивает свои интересы в суде.


– Претендуют ли другие «ушельцы» на ТМ и/или права на продукты?


И.Г.: Пожалуй, пока никто, кроме Петра Морозова (ТМ «Украинский Национальный Антивирус», соучредитель ООО «УАЦ») и Эдуарда Дороша (заместитель директора ООО «УНА», соучредитель ООО «УАЦ»).


– Понимать ли вышесказанное так, что «прежним» UNA уже не бывать?


И.Г.: После столь серьезных структурных изменений в группе разработчиков ни о каком «прежнем» не может быть и речи. Насколько происшедшее повлияет на обслуживание пользователей – время покажет, но в последнее время мне стало известно о множестве нареканий. Ведь антивирус – ПО, которое не терпит медленного развития и очень быстро устаревает.


– Появятся ли в Украине в скором времени альтернативные антивирусные системы?


И.Г.: Думаю, непременно появятся: в стране существует более шести компаний, которые создают свои антивирусные продукты, – и они вполне могут выйти на освободившийся рынок антивирусных средств. Кроме того, в данный момент идут переговоры о покупке/аренде ядра UNA для создания других антивирусных продуктов.



Тем не менее, руководитель антивирусной лаборатории Олег Сыч не жалеет, что остался в прежней команде и видит перспективы своей работы:


– Пользователям было бы полезно знать, что в ближайшее и дальнейшее время будет происходить с антивирусными продуктами UNA.


Олег Сыч: Неизменным мы хотим оставить самое главное – то, чем наши продукты завоевали пользователя: они не нагружают систему – при необходимом уровне детектирования вирусов (по этому параметру мы – среди лидеров). В ближайшее время мы планируем создать новую линейку продуктов, которые будут работать в современном стиле. Нынешняя линейка напоминает набор компонентов, которые по мере необходимости применяют относительно опытные пользователи. А современную пользовательскую политику классически выражает Outlook – все в одном окне, все работает автоматически, само ходит за обновлениями и т.д. Промежуточным этапом между будущей версией 2.0 и нашей предыдущей версией стала версия home – предельно упрощенная, для пользователей, далеких от технической проблематики. Но поскольку есть и пользователи, которым важно настроить и контролировать все самим, новая – визуально выразительная – линейка будет иметь два решения: облегченное и более профессиональное: для массового пользователя, которому важно, чтоб антивирус работал просто и тихо – и для пользователя пытливого. Очень хотелось бы серьезно продвинуться на европейский рынок. Мы уже участвовали в ряде выставок, в частности, в прошлом году в Ганновере; мы ощутили, чего хочет западный пользователь. А серьезные шансы у нас есть. Уже сейчас в международных тестах наш антивирусный продукт показывает один из самых высоких уровней быстродействия, и мы хотим оставить за собой это преимущество. Ранее мы оттачивали работу антивирусного ядра и меньше внимания уделяли тому, как это будет выглядеть, –  а теперь на отточенных технологиях хотим сделать все красиво, предельно удобно – и выпустить на международный рынок.
 
– На скольких языках должен работать интерфейс будущей линейки?


О.С.: Текущий продукт поддерживает шесть языков (с учетом английского, немецкого, французского, испанского и итальянского); в ближайшее время будут еще расширения – эстонский, японский… возможно, еще какие-то из восточных языков.


– А с точки зрения распределения по ОС?


О.С.: Исторически сложилось так, что на данный момент основным угрозам подвержены Windows-системы, – это основной рынок по количеству продаваемых лицензий, но, наверное, не по объему продаж – поскольку наиболее дорогие вещи – это решения для защиты серверов. Поэтому мы также активно поддерживаем версии для Linux и FreeBSD. Разрабатывается решение для мобильных телефонов на базе Symbian. У нас в базе насчитывается уже более сотни вирусов для мобильных телефонов – значит, Украина созрела для того, чтобы наконец-то обзавестись антивирусом для мобильников. Из редких систем, возможно, будут поддерживаться еще некоторые Unix-подобные.

Це цікаво:   SoftServe отримав золото від Global Good Awards за внутрішнє волонтерство

– Как Вы отбираете молодых специалистов? Чего вы добиваетесь, какими вы их хотите вырастить?


О.С.: Практика показала, что готовых специалистов для антивирусных компаний вузы не делают. Основные потребные категории – это вирусные аналитики, программисты антивирусных лабораторий и просто разработчики, которые делают красивые интерфейсы. И если разработчиков в наших вузах научились готовить довольно грамотных, то с вирусными аналитиками совсем плохо; впрочем, хорошие шпаги надо ковать самим: берем людей с нужными задатками – и начинаем передавать им необходимые знания.


– Подготовка специалистов нынче – больная тема. Как Вы формируете подобный «заказ» вузам?


Анна Загородняя: Мы описываем наши – достаточно высокие – требования. На их основании нам подбирают кандидатуры. В дальнейшем мы хотим предложить ребятам написать дипломный или курсовой проект по нашей тематике, чтобы увидеть, кто нам подходит. Кроме того, в НТУУ «КПИ» кафедра, которая занимается технической защитой информации, уже начала готовить программистов, которые станут работать с вирусным кодом. Нам это интересно, мы будем подключаться к этому направлению.


Олег Сыч: Одно из главных качеств вирусного аналитика – спокойный характер и немалая выдержка, ведь работа невероятно тяжелая:  норма для вирусного аналитика – разобрать порядка 15-20 вирусов в день. При всем разнообразии вирусов работа довольно однообразная, и не всякий способен ею заниматься из месяца в месяц. Нередко человек работает вирусным аналитиком долгое время, набирает опыт – и уже может разрабатывать какие-то концептуальные вещи для новых технологий детектирования.


– Было ли для Вас болезненно то, что часть команды в определенный момент отделилась?


О.С.: Да, это была потеря довольно серьезная: любой технический специалист в небольшой компании делает ощутимую долю работы, и заменить таких людей крайне сложно. Найти взамен человека с задатками и «выращивать» – это займет какое-то время, и кому-то на это время придется взять на себя еще часть работы. К счастью, у нас практически в полном составе сохранилась антивирусная лаборатория и почти не пострадал отдел разработок. Ушла группа, которая занималась информационной безопасностью в комплексе – аудитом, сопутствующим обслуживанием, анализом сетей. Однако нам удалось сохранить всю разработку, и продукт практически не пострадал. Сейчас мы набираем «свежих» людей – прежде всего, разработчиков, которые будут делать красивые европейские интерфейсы. И еще нам очень важно, чтобы человек горел идеями – тогда, даже если он чего-то не знает, – с бОльшим желанием научится.


– С этим настроением создавались практически все интересные украинские компании.


О.С.: Да, собираются энтузиасты, – а потом хобби переходит на профессиональный уровень, добавляются опыт, практика… а когда на работу идешь с радостью, когда за любимое дело начинают еще и деньги платить – даже маленькими силами удается строить большие вещи.
 


Что ж, через подобные стадии развития проходят рано или поздно почти все проекты, которые создавались компанией единомышленников на энтузиазме – а энтузиазм взял да и стал постепенно приносить прибыль. Деньги, расхождение жизненных и профессиональных интересов постепенно разделяют прежних партнеров, – и, вероятно, известная трагедия даже не ускорила хода этих процессов в УАЦ. Как показывает практика, развитие продукта обычно продолжают оставшиеся, – тем более, что в данном случае те самые госструктуры, навстречу проблемам которых с такой готовностью идет УАЦ, не дадут компании пропасть.


Впрочем, несомненно, найдутся люди, у которых совершенно иной взгляд и на эту ситуацию, и на развитие антивирусного дела в Украине вообще. Приглашаем к публичной дискуссии.


Подготовила Ирина Бохно.


Новини IT » Software » Где прописан Украинский Антивирус?

Опубліковано


Останні новини IT: