Grand Theft Auto – San Andreas. Рецензия

Написать адекватную, не прикрытую какими-либо штампами или же поганым отношением, рецензию на игру – довольно-таки сложно. Тем более когда сам являешься фанатом серии, тобой пройдено вдоль и поперек все части игросериала, найдены все или почти все секреты, открыты локации и скрытые уровни.Очень сложно при этом оставаться объективным и не вбивать в текст хвалебные оды продукту. А ругать однозначный шедевр есть за что, не сомневайтесь. Тем не менее, скажу сразу – специально для тех кто не любит читать длинные тексты рецензий и хочет знать результат – GTA: SA – это отличная игра, с устаревшей графикой, неудобным управлением, туповатым сюжетом и глюками в ИИ. Но! Шедевр! Парадокс? Вовсе нет.

Welcome to the real world

Итак, что же побудило расписать минусы сразу? Как что? Наличие плюсов, конечно! GTA это такой хит, в который будут играть все и плевать каким он получится – все равно игра будет шедевральной. Авторы (Rockstar Games) один раз изобрели отличную концепцию, и теперь каждый год сосут из пальца новые идеи, выбивая каждый раз свои законные $49.99 за коробку.

Но мы люди русские и пиратский релиз (образ мастер-диска) был слит из Интернета за день до выхода игры.

Установили (5Gb на винте приготовьте пожалуйста)… Поиграли (4 дня безвылазно).

Дабы не вызвать нареканий, распишу настройки – 1024x768x32bit, с двухкратным (2x) сглаживанием и всеми настройками выкрученными на максимум игра выглядит… как бы это помягче сказать… неадекватно.

Движок Renderware обладает хорошей особенностью – мультиплатформенностью. То есть его можно свободно издать и на PS2 и на Xbox и на PC – было бы желание, да немного зеленых рублей. Но движок этот образца 2000 года (то есть ПЯТИЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ!), пусть даже и с прикрученной поддержкой шейдеров второго уровня, текстур высокого разрешения и EAX-звуком – выглядит и играется как и должен – игрой пятилетней давности. Не спасут тут и возросшее (процентов эдак на 60) количество полигонов на квадратный сантиметр моделей, ни новомодные эффекты вроде размывки при высокой скорости движения авто, ни эффект жары и плавящегося асфальта, ни тени, падающие от всего и на всего.

Игра выглядит как немного улучшенный Vice City. По современным меркам в такое играть даже как-то стыдно. Где правит бал Playstation 2 нет места динамическим теням Doom 3 и детальнейшим текстурам Half-Life 2.

Но удивительное дело – на графику просто не обращаешь внимания. Все эти шрифты размером в пол-экрана (дабы виделись на экране телевизора, конечно!), квадратные челюсти и острые углы просто напросто не замечаешь, лишь только начав играть.

А уж разнообразие игрового процесса поражает.
Но об этом чуть позже. Уделим для начала внимание сюжету.

When I was back to my homies…

Авторы не стали выдумывать интересный сюжет. Все эти заимствования вроде заезда по водостоку а-ля «Terminator 2», или же телефонный разговор в стиле «Кто это звонит?! Я тебя не знаю! Телефонный хулиган! Телефонный хулиган!» из «Криминального Чтива», сжигание зарослей травы огнеметом и разборки банд с Groove str. на Ballas str. мы видели не один и не два раза в куче фильмов, сериалов и даже игр.
При этом на сюжет можно не обращать внимания вообще. Он тут служит только для прослойки между миссиями и совершенно не важно кто там предатель, зачем предатель и почему предатель.
Я не буду тут расписывать спойлеры, важно уяснить себе только одно.

Игра про нигеров. Или как говорят буржуи – «про афроамериканцев».

Соответственным образом можно относится и к сюжету. Все нигерские приколы, стеб, «пердильные» шутки, вариант обращения к другу, как homie, «черные братья», разборки квартал на квартал и прочие варианты гетто-существования описаны тут должным образом.

Для русского человека такие действия не слишком понятны, но как я уже говорил – лучше не вникать, а наслаждаться геймплейем.

Тем более что некоторые шутки достаточны интернациональны и неплохи (особенно запомнилась горячая латиноамериканка Каталина – впрочем, это наверное единственный момент в игре, где авторы выдали-на-гора отличные диалоги).

Мой вам совет – забейте. Сюжет того же Vice City и то более структурен и логичен.

А вот геймплей…

Ветер в харю, а я шпарю!

Разнообразие игрового процесса, помимо знакомых всем покатушек туда-сюда с целью «отвезти то, принести это», разнообразилось гонками, которые наконец-то довели до ума (по сравнению с убогими гонками в GTA3 и отвратительными в Vice City). Поверьте мне – гонять в street racing в Сан Андреасе – легко и приятно.

Протагонист теперь не просто безымянный бандитто, крошащий женщин и детей направо и налево. Помимо убогой возможности ответить отрицательно или положительно на любую фразу в свой адрес (положительный ответ как правило повышает ваш рейтинг «уважения», а отрицательный нередко ведет к драке), главгероя снабдили еще и такими полезными RPG-характеристиками, как «Выносливость», «Сексуальность», «Накачанность», «Упитанность» и кучами других, включая умения водить машины, мотоциклы, самолеты, стрелять из пистолета с глушителем, узи, автомата, и не менее важным как «Respect», то бишь уважение к вам других членов банды.

Да-да, теперь можно вальяжной походочкой выйти из машины, ткнуть на других «зеленых» пальцем и сказать – ты, ты и ты – чистить сортир. А вот ты, да-да, ты! – копать картошку!
Конечно это всё шуточки, но реально вполне – взять четырехдверную машину, погрузить в них еще троих отморозков и вместе пойти громить соседский квартал, где правят «фиолетовые».

Ибо город теперь не просто поделен на сферы влияния – кварталы теперь окрашены в цвет той банды, которая правит там на данный момент. Кварталы нужно завоевывать, отбивая их в разборках и так называемых Gang Wars. Отбили? Сумейте теперь удержать. Сумели? Пару плюсов вам в Respect.
И так далее и тому подобное и et cetera.

Главный герой, как и в жизни хочет кушать, спать и блин, размножаться. Дабы получать свою порцию удовлетворения по расписанию, главному герою нужна girlfriend, которую нужно водить по барам-ресторанам, дарить цветы и всячески ублажать. Не забывайте красиво стричься, покупать новые шмотки и делать непотребные татуировки – и глядишь ваша girl будет довольна, ибо параметр Sexuality повышается именно так.

Рейтинга M+ (Mature, от 18-ти лет) разработчикам показалось мало, поэтому мини-игру «займемся сексом!» позорно вырезали. В Сан Андреасе секса (за исключением дам не тяжелого поведения и качающейся на обочине машины), как и в СССР нету! Впрочем умные фанаты уже на второй день придумали свеженький патчик, который вносит-таки разнообразие в “вопросы отношения душ и тел”.

Помимо этого, как и в любимой домохозяйками The Sims, нужно следить за физическим состояним своего подопечного. Кушать нужно – именно так повышается ваша жизненная энергия (как тут не вспомнить дебильные аркадные аптечки из прошлых частей!), но важно не переусердствовать. Хорошо «накушанный» гл.герой ходит медленно и вразвалочку, страдает отдышкой и пузом а-ля «шестой месяц беременности».

Навыки, как и в Morrowind повышаются от их частого использования. То есть пробежали пару километров пешком – извольте похудеть и повысить выносливость. Удираете на велосипеде? Получайте biking skill.

Повышать выносливость, сбросить жирок и подтянуть мышцы вам поможет гимнастический зал – именно там, потея на беговой дорожке можно поднять Stamina’у до максимума, развить Muscle и выучить пару-приемов на ринге.

Никакого дзюдо и китайских прыжков в длину – в моде у нигеров черного квартала банальный бокс. И слава богу! Махание ногами в 90-х (а именно тогда происходит действие San Andreas) – дело не хитрое, но почему-то все реальные пацаны любят носит с собой большие черные пистолеты, которые нет-нет, да и стреляют.

Раз уж речь зашла о вооружении, то могу сказать что по сравнению с Vice City ситуация изменилась не сильно – вы вольны носить только одно оружие одного вида (то есть никаких двух пистолетов, трех «Узи» и восьми «Калашниковых» – о них речь даже не идет). Развитие навыка стрельбы позволяет вам стрелять с двух рук по-македонски – но не более.
Вернулся любимый по GTA3 огнемет. А больше вроде бы ничего и не прибавили.

Зато щедрой рукой добавили мини-игр. Их просто куча, всех и не припомнишь, чего стоит только реальные аркадные игры в зале игровых автоматов или же бильярд на деньги. Присутствуют любимый нигерами и малолетками на PS2 «потанцульки», что по-русски значит только «нажми вовремя кнопку и персонаж исполнит движение». Такие же «потанцульки» можно устраивать и на определенным образом оттюнигованных машинах класса Low Rider. Тюнинг тут, конечно не такой как в Need For Speed Undergroung, но тоже весьма неплох.

Вообще надо сказать что Rockstar расстарались вовсю. Город уже не производит впечатление статических декораций – все жители развлекаются как могут. Полиция гоняется не только за вами – но и за другими преступниками, банды рубят друг друга в капусту – а вот тут рабочий менеджер из разряда «офисное быдло» снимает на вечер проститутку.
Конечно это не RPG в стиле «Готики» – но весьма и весьма похоже.

Ночью можно грабить дома – при условии наличия у вас спец-грузовичка, в Сан Фиерро можно поработать халдеем при пафосном отеле, а уж про такие стандартные возможности заработать денег как вождение такси и миссии пожарных в купе с полицией – присутствуют тут в полном объеме.
С некоторыми мини-играми связаны и сюжетные миссии, например отстрел полиции на машине, или грабеж бедного деда-ветерана за ради ящичков с амуницией.

В общем, по геймплею Rockstar в очередной раз показали класс. Такого разнообразия вам даст только эта игра. У меня есть знакомый, который установил San Andreas только для того, чтобы играть в бильярд на деньги – уж очень замечательно сделано, говорит.

Я был дурак, и мои соседи – тоже (биография).

Стоит наверное, рассказать и о том, почему такую разнообразную игру можно возненавидеть. Да-да, есть и такое. Не извольте сумневаться, барин!

В-первую очередь хочу заявить о том, что сильно возросла сложность. Речь тут не идет о моих кривых и ламерских руках – речь идет о том, что в GTA3 и Vice City было намного проще играть. Здесь же всё или почти всё против игрока. Менты – просто звери. Бывают случаи, когда миссию проще просто переиграть, чем избавляться от двух звездочек. По сравнению с массаракшем в GTA3, где шесть звезд можно было вполне пережить, несмотря на шквальный огонь, доехать-таки до «перекраски» и выйти оттуда снова пострелять, в Сан Андреас даже одна звездочка, бывает, приводит к провалу.

Помимо родных русскому сердцу ментов, бандитские разборки – вещь довольно непривычная. С одной стороны нам дали полный контроль на мышкой (об этом чуть ниже), а боевая система такова что один выстрел в голову уносит любого. Но на разборках всё, как правило иначе. Враг силен, хитер и быстр, более того – редко промахивается. Это на улицах бродят имбецилы с врожденным пороком мозжечка – в сюжетных миссиях вас бывало спасает случайность.

Эта самая случайность бывает зависит и от пункта…

…во-вторых: Управление. Оно ужасно. Но к нему можно привыкнуть. Нам дали полный контроль над мышкой – если в прошлых сериях во время забега по пересеченной местности пешком игроки мышкой крутили влево-вправо, осматриваясь, а садясь в транспорт «рулили» WASD’ом, то теперь у нас есть мышка, которая ворочит камеру.
Представьте себе – вы едете прямо, вам нужно свернуть на повороте направо. Чтобы сделал игрок в Vice City? Правильно нажал бы W для разгона, а потом D для поворота направо. Игрок же в Сан Андреас, активно ворочает мышкой для нужного ракурса, поворачивает камеру, сворачивает и врезается в столб, потому что при таком ракурсе «лево» менятся на «право» и чтобы повернуть нужно было «крутить педали» в другую сторону. Положение не спасает и новая «кинематографическая» камера, которую приделали на мой взгляд просто для галочки.
Но к этому можно привыкнуть. Даже начать любить – ведь теперь можно увидеть протагониста или машину в любом ракурсе. Но вот за что ненавидеть, так это за пункт…

…в-третьих: Искусственный Интеллект (ИИ). Разработчики наобещали самый современный ИИ во всей серии. На мой субъективный взгляд, нам цинично наврали. Да, люди ходят. Да они бегают. Но когда они на моих глазах 10 минут не могут выйти из стены, уперевшись в неё носом, это о чем-то да говорит.
Впрочем, для рядового ГТА’шника люди на тротуарах как были мясом, намотанным на свежеоттюнингованную ось, так и остались. А вот те же самые пешеходы, севшие в красивые иномарки и выехавшие на дорогу становятся стадом идиотов без вожака.
Тормозить вообще мало кто умеет. Если вдруг загорелся красный – значит, сейчас будет пробка из-за аварий. Пара-тройка выйдет из машин и начнет разборку в стиле «ты чо?». Другая половина постарается объехать, и… врежется во встречную полосу.
Что уж тут говорит о том, что машины стараешься не задевать – оголтелые жители достанут гл.героя, неприрывно тараня его своими тачками с надеждой отомстить.
Доходит до смешного – чтобы просто проехать – приходится отстреливаться.
Таким идиотизмом электронные болванчики в GTA3 и Vice City не страдали.

И жили они долго и счастливо

Резюме подводить не легко. С одной стороны – это целый мир, в котором банально хочется жить. Трахать (Грубое слово? Прости, Word) girlfriend, ездить на разборки, копить денюжку на новую прическу и шмотки, тюнинговать любимый low-rider и ездить обедать в BurgerShot. А с другой – досадные корни устаревшей консоли – не слишком красивая графика, средненькие модельки и дебильное управление (настоятельно рекомендую прикупить джойстик с двумя аналоговыми ручками!). Прибавьте сюда еще и тупейший сюжет, скопированный с половины фильмов категории “B” и нигерские шуточки конца 90-х. Страшно? Мне нет.

Несмотря на все огрехи Rockstar это удалось. Они сделали шедевр. И выпустили его, когда у всех нормальных студентов сессия.

ч0рт!

Графика: 7,5/10
Звук: 9/10
Управление: 6,5/10
Играбельность: 9/10

Резюме: 8/10 – Хит с недостатками. Купить стоит.


Новини IT » Grand Theft Auto – San Andreas. Рецензия

Опубліковано


Останні новини IT: