Валерий Лановенко: "Мы поздно начали развивать интернет-технологии"

Генеральный директор “Microsoft Украина” Валерий Лановенко рассказал изданию “Галицкие контракты”, почему корпорация стоит $290 млрд при годовом обороте чуть больше $44 млрд.

Десять лет назад больше половины дохода Microsoft приносила продажа Windows. Операционная система — все еще основная статья доходов?


— Уже нет. Тогда у корпорации было только два основных департамента, сегодня — пять. Сейчас самое успешное — 33% всех доходов — молодое подразделение Business Division, департамент, занимающийся разработкой программного обеспечения для бизнеса (ERP) — систем управления предприятием, серверных и офисных приложений. Business Division появился в 2001 году после поглощения Great Plains.


Подразделение по разработке операционных систем для ПК, с которого мы начинали, приносит 30% дохода.


Server and Tools, разрабатывающее программное обеспечение для корпоративных клиентов, обеспечивает 22%. Этому подразделению уже больше двадцати лет, оно начало развиваться, как только ПК стали соединять в сети и появились сервера.


Чуть больше 10% приносит Entertainment and Devices, разрабатывающее устройства и ПО для потребительского рынка: мышки, медиаплееры, игровые приставки XBox.


Пятое подразделение, Online Services Business, уже десять лет занимается развитием интернет-услуг, но только недавно начало приносить прибыль. Его доля в доходах всего 5%.


География доходов корпорации за последние пять лет тоже изменилась?


— Да. «Неамериканская» доля доходов уже превысила 50%. К примеру, при выходе Windows Vista количество локализаций превысило 80 языков — гораздо больше, чем для Windows XP.


Изменение структуры доходов говорит об изменении стратегии корпорации?


— Нет. Хотя за 30 лет рынок изменился, корпорация как и декларировала с первого дня, так и продолжает заниматься разработкой программного обеспечения. Наша стратегия — инновации. Microsoft — эксперт в области ПО, все остальные бизнесы — сопутствующие, вспомогательные. Стратегия корпорации строится вокруг программного обеспечения, а не устройств. Продавая медиаплеер Zune, корпорация зарабатывает не на устройстве, а на услугах и контенте. С XBox происходит то же самое. Приставку мы продаем ниже себестоимости — прибыль приносят услуги и игры.


Microsoft — платформенная компания. Мы разрабатываем не специализированные решения, а предоставляем платформу, на которой другие компании строят свои продукты. ОС Windows позволяет разработчикам ПО создавать прикладные программы. Игровая консоль XBox тоже платформа, на основе которой другие компании создают игры.

Це цікаво:   Artsiom Liashanau: Pioneering Ukrainian FinTech Innovations in Payment Solutions for 2023

В каком из пяти сегментов конкурентная борьба самая слабая?


— Конкуренция сильна везде. Как только компания ослабляет уровень инноваций, сразу же появляется конкурент, стремительно наращивающий обороты. При этом конкурировать приходится как с коммерческими продуктами других компаний, так и с системами, разработанными на основе принципов открытого программного обеспечения.


Например, на рынке операционных систем мы конкурируем с ОС Linux и с компаниями, которые продвигают эту операционную систему на коммерческой основе. В области офисных приложений пользователи имеют возможность выбора между свободно распространяемым OpenOffice.org и Microsoft Office System. В серверном сегменте корпорация конкурирует с HP, Cisco, Symantec, IBM, Sun Microsystems. При создании систем управления предприятием пересекаемся с SAP, Oracle, IBM. Конкуренты нашего интернет-бизнеса MSN — Google и Yahoo.


Вы можете назвать ошибки менеджмента Microsoft, помешавшие компании занять лидирующие позиции в каком-то из сегментов?


— Мы поздно начали развивать интернет-технологии. Потребовалось более пяти лет, чтобы наверстать упущенное. Начни мы раньше, были бы первыми, а не третьими — после Google и Yahoo.


Какие сегменты в ближайшей перспективе будут самыми быстрорастущими?


— Самые большие темпы роста покажет онлайн-подразделение, так как проникновение интернета постоянно увеличивается. При этом мы говорим о программном обеспечении как о сервисе (software-as-a-service, SaaS), который помогает человеку получить услугу (продукт). Потребителя не должно волновать, где установлено ПО — у него на ПК или где-то на сервере.


Информационные технологии все больше проникают в нашу повседневную жизнь, они находят применение не только в офисе, но и дома, в автомобиле, на отдыхе. Именно поэтому мы возлагаем большие надежды на Entertainment and Devices.


Ежегодно Microsoft приобретает несколько компаний. Но после поглощения Navision Software A/S в 2002 году не было ни одной крупной сделки. Это политика корпорации?


— Можно сказать и так. Мы поглощаем небольшие компании с серьезными технологиями, которые дополняют портфель наших продуктов. Часто намного эффективнее приобрести компанию, чем разрабатывать все с нуля. В первую очередь это вопрос времени, во вторую — финансов. Стоимость бизнеса определяется просто — сколько мы «недозаработаем» за время, потраченное на разработку продукта. Мелкий бизнес легче переварить, но в этом случае поглощается технология и команда разработчиков, а не клиентская база.

Це цікаво:   Заклики до переходу з Ethernet на оптоволокно можуть ввести в оману споживачів і створити нерівні ринкові умови для операторів: заява ІнАУ

Крупные поглощения требуют серьезной интеграции, поэтому необходимо тщательно анализировать возможные плюсы. Часто компании идут на такую сделку из-за желания заполучить клиентскую базу конкурента. Я был в команде, которая производила слияние HP и Compaq, и скажу, что интегрировать крупные компании очень сложно. Разделить продуктовые линейки еще можно, намного труднее преодолеть разницу в корпоративной культуре. А «культурное» несовпадение компаний с 50 тыс. и 30 тыс. персонала крайне рискованно. Кроме того, при объединении нужно быть готовым к уменьшению суммарного оборота. К примеру, объединяется компания А с оборотом $1 млрд и Б с $2 млрд. На выходе не будет $3 млрд — из-за пересечения продуктовых линеек и клиентов. Если не удастся адекватно сократить операционные затраты — объединенная компания понесет убытки.


Почему капитализация IBM всего в полтора раза больше ее годового оборота, а Microsoft — в шесть раз?


— Один из факторов, влияющих на капитализацию IT-компаний, — интеллектуальная собственность и темпы инноваций. IBM сегодня имеет самое большое количество патентов в IT-индустрии. Однако новых патентов больше у Microsoft. Другим важным фактором является репутация компании и бренд, которые зарабатывают десятилетиями.


Инвесторы сейчас чаще покупают акции IT-компаний, которые продают «воздух» — ПО, услуги и т. д. Почему?


— На фондовом рынке важную роль играет интеллектуальная собственность, требующая долгосрочных вложений в научно-исследовательские разработки, что может позволить себе не каждая компания. Конкурентам нелегко создать новые IT-технологии, в отличие от производственных процессов, относительно несложных в воспроизводстве. Исключением, пожалуй, являются высокотехнологические производственные процессы, требующие много миллиардных инвестиций, — например, производство современных процессоров.


В 2006 финансовом году оборот Microsoft увеличился на 9%, превысив $44 млрд. В то же время рынок в целом вырос всего на 5%. В чем причина опережающего роста?

Це цікаво:   Заклики до переходу з Ethernet на оптоволокно можуть ввести в оману споживачів і створити нерівні ринкові умови для операторів: заява ІнАУ

— Как раз в больших инвестициях, сделанных 5-6 лет назад. Когда в 2000 году произошел крах интернет-компаний и уровень инвестиций в научно-исследовательские работы у некоторых корпораций снизился в два-три раза, Microsoft свои вложения увеличила. Аналитики считали, что мы неоправданно оптимистичны. Но большинство наших инвестиций окупились уже в 2004-2005 годах. Те вложения позволяют нам сейчас расти почти вдвое быстрее рынка.


В Microsoft не боятся кризиса, подобного краху «доткомов» 2000 года?


— IT-индустрия менее подвержена влиянию фондовых кризисов. Поскольку именно IT-технологии позволяют компаниям повышать свою эффективность и производительность, оптимизировать процессы, помогая тем самым справиться с кризисом.


Сколько успешная IT-компания должна инвестировать в новые разработки?


— Все зависит от структуры компании. В этом году объем наших инвестиций превысил $7 млрд. Это 15-20% оборота. Повторюсь, Microsoft — компания, которая создает программную платформу. Это подразумевает очень большие инвестиции. Во всем мире больше нас в исследования вкладывает только гигант фармацевтического рынка Pfizer Inc.


В разработку всех Windows-платформ в совокупности было вложено больше, чем в полет человека на Луну (с учетом поправки на стоимость денег). Во время холодной войны первенство в области космических разработок было важным психологическим преимуществом. Сейчас люди прагматично смотрят на отдачу от инвестиций. Потребители хотят улучшать условия жизни на земле — и голосуют за это кошельком.


В какие направления Microsoft инвестирует больше всего?


— Мы не оглашаем конкретных цифр. Могу сказать, что деньги часто вкладываются в еще не существующий бизнес. Например, так происходило с робототехникой, компьютеризацией автомобилей, интернет-телевидением. Рано или поздно эти направления начнут приносить прибыль, и все инвестиции окупятся сторицей. В этом сила больших компаний, которые могут себе позволить инвестиции на 5, 10 или 15 лет вперед.


Означает ли это, что со временем две-три крупные компании будут контролировать весь


IT-сектор?


— Не думаю, что высокотехнологичных компаний станет меньше. Крупные игроки будут больше инвестировать и делать что-то глобальное. Мелким придется специализироваться. Хотя порог входа на этот рынок будет постоянно увеличиваться.


Андрей Бережанский, «Галицькі контракти»


Новини IT » Інтерв’ю » Валерий Лановенко: "Мы поздно начали развивать интернет-технологии"

Опубліковано


Останні новини IT: